понедельник, 10 июня 2013 г.

Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства


Описание опыта работы:

«Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства»

                           Новикова Наталья Геннадьевна
                                      педагог дополнительного образования,
                     руководитель танцевального
             ансамбля «Карамелька»,
                        высшая  квалификационная категория


          Дом детского творчества расположен в центральной части города Слободского, на улице Советской, он находится в старинном здании, до революции принадлежавшем богатейшим людям города. Первое упоминание о Доме пионеров документально было обнаружено в 1939 году. Постановлением мэрии г. Слободского № 534 от 08.12.1992 г. Дом пионеров и школьников им. Ю.А. Гагарина, переименован в учреждение дополнительного образования – Дом детского творчества. С тех пор и по ныне, образовательная деятельность в Доме детского творчества ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанной на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.
         В учреждении работают разнообразные детские объединения, в том числе танцевальный ансамбль «Карамелька». Ансамбль существует в ДДТ 17 лет Руководителем ансамбля является педагоги дополнительного образования  Новикова Наталья Геннадьевна. 
         Набор детей в танцевальный ансамбль проходит без специального отбора. Принимаются все желающие, исключение составляют дети с физическими недостатками. В коллективе занимаются дети от 6 до 18 лет из разных школ города и района, а так же воспитанники  дошкольных учреждений.
          Особая роль в воспитании подрастающего поколения отводится искусству. Именно в искусстве ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. Мастерство танцевального искусства способствует развитию интереса к собственной личности, к миру ритмических и музыкальных образов, создает возможность для синтеза духовной и пластической культуры человека. Наибольший результат достигается сочетанием организации и самоорганизации ребенка в условиях художественно-эстетической деятельности.
         Использование художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей хореографического искусства особенно необходимо сегодня, в век широкой компьютеризации и высоких технологий,  и вместе с тем стрессов и душевных потрясений.
         Приобщать человека к миру Прекрасного, учить ребенка отличать подлинное искусство от подделки, развивать умение творить и создавать, прививать с ранних лет хороший вкус, закладывая те добрые основы, которые помогут ему вырасти человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта – задачи чрезвычайно важные и актуальные.
         Основное требование  к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности: выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, созданию чего-то нового, лучшего; стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области танцевального искусства.
         Обращение к данной теме – не случайно. В своей работе я часто сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексованностью, механическим подражанием педагогу, неумением раскрыть свои способности. В связи с этим считаю для себя одной из основных задач в работе с детьми – развитие творческого воображения и фантазии, творческой личности, индивидуальности.
         Все вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы и определило ее актуальность.
        История танцевального искусства  уходит в седую древность. На заре  своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движения. Выразительность пластики человеческого тела, музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественным, интернациональным и понятным всем.
         «Танец – это не просто дрыганье и махание всеми четырьмя конечностями одновременно и в разные стороны. Танец – это искусство и, как всякое искусство, выражает некоторые свойства личности человека: его стремление к прекрасному, восприятие мира и самого себя, отношение к нравственности, морали» (Т.М. Фисанович - педагог-хореограф)
         Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость, смелость. Благодаря систематическому хореографическому образованию, воспитанию, учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
         Хореографические данные для занятий танцами имеют очень важное значение, не каждый ребенок их имеет. Растяжка, выворотность, прыжок - кому-то даны от бога, а кто-то работает над ними всю жизнь и все равно может не добиться высоких показателей. По статистике ребенок с достаточно хорошими хореографическими данными - один на тысячу. Поэтому работать приходится с разными детьми, обладающими разными способностями. «Полностью бездарных детей нет: у кого-то хорошо получается одно, кто-то лучше справляется с другим, - нужно выявить эти характерные особенности каждого ребенка, развить его способности и акцентировать внимание именно на них» (А. Б. Баранов – педагог- хореограф).
         Я полностью согласна с рассуждениями  А.Б. Баранова,  каждый ребенок личность и к нему требуется индивидуальный подход, особенно если эта личность творческая, стремящаяся проявить свое упорство в достижении цели.
         Так что же такое  «детское творчество»? Это понятие строится на признании у детей врожденных задатков, которые выявляются в различной деятельности. Ученый Теплов М.Б. отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка.  К. Головская утверждает в своих исследованиях, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски,  во всех видах музыкального творчества. Занимаясь творческой деятельностью, у ребят развиваются творческие способности.
         «Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике» (Б.М. Теплов). Ученый внес значительный вклад в разработку общей теории способностей. В понятии «способности» заключено три идеи:
·        Во-первых, под способностями разумеются  индивидуально-психологические особенности,  отличающие одного человека от другого.
·        Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные способности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
·        В-третьих, понятие «способность»  не сводится  к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
          Моя система не содержит принципиально новых педагогических идей. В процессе работы над развитием творческих способностей детей используются разнообразные приемы, средства, формы организации деятельности.
         В ДДТ создан профильный отряд в оздоровительном лагере, который посещают воспитанники танцевального ансамбля «Карамелька». Здесь дети имеют возможность проявить свои способности, творчество. Активно занимаясь концертной деятельностью, дети показывают свои танцевальные постановки, созданные в сотворчестве с педагогом или самостоятельно. У воспитанников рождается великий стимул к развитию способностей каждого ребенка, вступающего в соревнование с ровесниками. Здоровый дух соревнования порождает в каждом стремление сделать большее, добиться лучшего, обогащая свои познания.
         Новшеством  для ансамбля так же является воспитание лидеров-инструкторов, которые оказывают организационную помощь в образовательном процессе и досуговой деятельности ансамбля, воплощая свои творческие идеи с кружковцами младшего возраста, ощущая себя в роли педагога.
         Хотелось бы отметить, что дети проявляют себя не только как танцоры и артисты, но и как творцы сценического образа. Костюм занимает чрезвычайно важное место в танцевальной постановке, он предает яркость, образность танцу. Поэтому дети, особенно старшего возраста, активно участвуют в подборе костюмов. Они разрабатывают выразительные эскизы, находят подборки из журналов и книг, что часто подсказывает хорошие идеи к оформлению костюмов. К тому же, мы практикуем изготовление костюмов самими детьми. По несложной выкройке они шьют себе костюмы, изготавливают различные аксессуары. Делают это с большим интересом и энтузиазмом. Такая деятельность позволяет чувствовать свою непосредственную причастность ко всем сторонам жизни в коллективе и позволяет развивать у детей не только хореографические способности, но и быть творцами, созидателями.
          «В человеке все должно быть прекрасно – и душа, и одежда, и лицо, и мысли» (А.П.Чехов). Пусть же прелесть внешнего облика танцующих детей будет зеркалом их душевных достоинств.  
 В своей деятельности  руководствуюсь идеями педагогов:
Т. Шатковского: «Главная задача всех педагогов одна и та - же воспитать человека, у которого на лицо ярко выраженная индивидуальность, большой ум, большая душа, большая сила духа».
И.П. Волкова: «Теория творчески развивающего обучения - последовательное формирование творческих способностей личности на основе свободного выбора во внеурочной деятельности».
Эмиля Жака Далькроза: «Музыкально-ритмические упражнения - универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, выразительности движений, творческого воображения. Воспитание «мышечного чувства» способствует более живой и успешной работе мозга».
          Исходя из специфики хореографического искусства, была составлена адаптированная дополнительная образовательная программа на основе типовой Программы для внешкольных учреждений.
         Цели программы: формирование творческой, гармонично-развитой личности ребенка средствами хореографии.
         Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
         Ø Образовательные:
- овладение детьми основами хореографического мастерства;
- организация постановочной концертной деятельности;
- ориентация на профессию.
         Ø Развивающие:
- развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной работе;
- развитие мотивации на творческую деятельность.
         Ø Воспитательные:
- создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;
- создание условий для общения. Адаптация в современной жизни с помощью общей культуры, знаний, навыков.
         Образовательная программа предусматривает овладение основами классической хореографии, народно-характерного танца, эстрадного танца, включает индивидуальную и коллективную работу с учащимися, реализуемую через постановочную, репетиционную деятельность. Руководитель, придерживаясь содержания программы, творчески подходит как к проведению занятий, так и к постановочной работе, учитывая возможности учащихся, руководствуясь целью - гармоническое развитие личности ребенка.
         Программное обеспечение от первого до последнего года строится на совокупности различных методов и приемов. Блоково-тематическое построение программы демонстрирует логику развития занятий, четко определяет критерии деятельности педагога и воспитанников. Образовательная программа рассчитана на 6 лет обучения для воспитанников от 6 до 18 лет и содержит три этапа.
          ЭТАП - подготовительный.
         На этом этапе основой является организация пропедевтической работы. Его основная цель - активизация интереса к занятиям хореографией и ориентация детей в азбуке хореографического искусства. Основной технологией является - игровая, так как подготовительный этап подразумевает работу с детьми 6-7 лет, и рассчитан на один год обучения. За этот период дети проходят изучение музыкальной грамоты, развивают умение ориентироваться в пространстве, выполняют разнообразные творческие задания, реализуемые через игровую деятельность: игры на развитие воображения и фантазии (изобразить образы животных, предметов, насекомых и т.д.); игры имитационные (подражание работе взрослых, повадки животных); игры, развивающие память (придумать и повторить движение, запомнить и исполнить комбинацию движений).
         В подготовительном этапе есть раздел «игровой стретчинг», в нем используется облегченный, но эффективный метод постановки корпуса, рассчитанный на вовлечение в работу всего организма, включая психику; упражнения, направленные  на расслабление, настройку и восстановление функции мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупреждать многие заболевания, выработать естественную сопротивляемость организма. Для развития творческих способностей детей на подготовительном этапе часто использую нетрадиционные формы занятий: урок-игра, урок-концерт, урок-путешествие (в сказку, в лес, в зоопарк). Это позволяет детям чувствовать себя более раскрепощенными и развивает их  воображение и творческую активность.
         ЭТАП - основной.
         Ведущей целью данного этапа является: освоение жанрового многообразия танца, решение задач в сочетании техники исполнительства, индивидуальности в искусстве танца. В первой половине этапа продолжается обучение и закрепление основ хореографической азбуки, выработка правильности и точности движений, и, несомненно, развития танцевальности.  Также используются игровые технологии.
         В  дальнейшие годы обучения входит работа над устойчивостью, силой, выносливостью, чистотой и правильностью исполнения, художественной окраски движений и выразительностью поз. Основной этап предусматривает развитие чувства ритма, артистизма, пластики движений, вырабатывает умение понимать язык танца «модерн», способность пользоваться им для выражения своих чувств и эмоций. Предусмотрено знакомство с танцами разных народов мира. Обучение народно-сценическому танцу начинается с изучения положения рук, ног, головы, а также основных ходов, характерных для определенной национальности. Творческим заданиям на данном этапе отводят немалую роль. Они усложняются, выполняются с более сложными вариациями. Исходя из особенностей основного этапа, задания предлагаются с учетом определенного танцевального стиля (танцевальной комбинации в классическом стиле, народном стиле, эстрадном стиле). Дети под заданную фонограмму создают мини-постановки, придумывают разнообразные сюжеты и реализуют свои способности. «Игровой стретчинг» на основном этапе перерастает в «партерную гимнастику», которая представляет силовые упражнения на мышцы ног, живота, спины, в том числе упражнения на координацию и выработку эластичности.
         ƒ ЭТАП - творческий.
         На данном этапе воспитанники выводятся на овладение основами художественных знаний и созидания, углубление пластического умения, формирование двигательных навыков. Творческий этап подразумевает обладание высоким исполнительским мастерством на эмоциональном и техническом уровне, привлечение детей к постановочной работе. Детям предоставляется возможность создавать танцевальные комбинации, используемые в дальнейшем в постановочной работе. Сотворчество педагога и детей просматривается не только на традиционных занятиях, но и в нетрадиционной форме работы: урок-концерт, урок-игра, урок-конкурс. Продолжается обучение и совершенствование техники исполнения элементов народного танца, эстрадного танца.
         На этапе продуктивного творчества увеличиваются темпы исполнения, вырабатывается легкость, изящность манер, индивидуальность стиля.
         В основу обучения учащихся всех трех этапов положены педагогические технологии:
         - Технология творческой деятельности.
         Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Главная методическая особенность - субъективная позиция личности. В основе технологии лежат организационные принципы: социально-полезная направленность детей и взрослых; сотрудничество детей и педагогов; творчества. Мотивом деятельности является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию.
         - Игровые технологии.
         Технология предполагает активно включать ребенка в деятельность, улучшающей его позиции в коллективе, создающей доверительные отношения. Игровые технологии применяются педагогом при работе с учащимися различного возраста. Игры в хореографии используются для решения задач музыкального воспитания и в частности в музыкально-ритмической деятельности, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений.
          За три года работы в танцевальном ансамбле «Карамелька», наш коллектив принимал активное участие в различных конкурсах и фестивалях. Это является хорошим стимулирующим фактом для развития творческих способностей детей. Наш ансамбль с концертной программой ежегодно приглашается на выступления: в воинскую часть, оздоровительные лагеря «Белочка», «Зеленый бор», школы, детские сады, учреждения, предприятия города. Воспитанники танцевального ансамбля - постоянные участники городских массовых мероприятий. Выступления вызывают у детей чувства внутреннего удовлетворения, самореализации, творческого самовыражения.
         Свою деятельность по развитию творческих способностей средствами хореографического искусства считаю эффективной, так как она отвечает следующим требованиям:
         - целенаправленность деятельности;
         - разнообразие форм и методов;
         - творческий характер деятельности.








Список литературы:

Г.В. Баранова - Программа объединения эстрадно-классического танца «Жемчужинка» -  Киров, 2003
А.И. Буренина  «Ритмическая мозаика» -  С.-Петербург, 1997
Л.М. Буйлова  «Современные педагогические технологии в образовании»
Л.А. Казакова - Авторская программа хореографического ансамбля «Дружба» - Киров, 2000
В.А. Караковский «Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования»
В. Константиновский «Учить прекрасному» - 1973
Т. Ткаченко «Народные танцы» - Москва, 1975
Т.М. Фисанович «Танцы» - Москва, 2000
Журнал «Внешкольник» №10, 2001
Журнал «Бюллетень программно-методических материалов для УДОд», №5, 2002
Журнал «Воспитание школьников», №5, 2002
Журнал «Дополнительное образование» №11, 2003


Комментариев нет:

Отправить комментарий